О размерах школьной мебели
Использование школьной мебели, которая отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, имеет большое значение для обеспечения продолжительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у школьников.
В процессе учебных занятий организм ученика получает статическую нагрузку, которая обусловлена необходимостью продолжительное время сохранять рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случаях неправильного подбора школьной мебели, несоответствия ее размеров роста учеников и другим соматометрическим параметрам. Одновременно возникают условия, которые оказывают содействие развитию близорукости и ее прогрессированию, нарушению осанки. Гигиенические требования, предлагаемые для школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.
Специальными измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров школьной мебели, и их соотношения, при колебании роста детей и подростков в пределах пятнадцати сантиметров, существенным образом не отличаются. Поэтому для школьников было принято распределение ростовой шкалы с интервалом в 15 см.
В таблице 1 приведены данные соотношений между ростом ребенка и высотой ученических столов и стульев.
В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: высоты столешницы стола и стула (лавки) со спинкой.
Расстояние (по вертикали) от заднего края стола к сидению - дифференция - равняется разности высот сидения и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0-6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция заставляет школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, которое приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).
Расстояние (по горизонтали) между краем столешницы стола и краем сидения стула - дистанция сидения - должна быть только отрицательной (не менее 4-х и не больше 8-ми см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед; рабочая поза становится неудобной, создаются условия, которые увеличивают статическую нагрузку и ускоряют утомления.
В классе, оборудованном светлой мебелью (обработка с сохранением текстуры), в то самое время дня, при одинаковой ориентации окон и окраски стен освещенность на 20% выше, чем в классе, оборудованном партами (столами), выкрашенными в черный или коричневый цвета. Поэтому среди всего разнообразия цветовой гаммы ДСП наиболее целесообразно использовать цвета „бук Бавария” и „вишня Оксфорд”.